МУЗЫКА

2014-2015 учебный год

Певческие праздники

2013-2014 учебный год

Михаил Иванович Глинка родился  в селе Новоспасское    Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков.  Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!».
В 1818 Михаил Иванович поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано.
После окончания пансиона Михаил Глинка не сразу поступил на службу. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828).  В тот период он активно сочинял романсы, которые занимали в его творчестве основное место. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Евгения Абрамовича Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
Весной 1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством.  В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом.  Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. композитор увлекся идеей написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. На одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде». В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Живя в Петербурге, Глинка сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
Значение Глинки в развитии русской музыки.
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке», — так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой. 
Музыку Глинки можно послушать:
«Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991—2000).
«Камаринская»
Романс «Я помню чудное мгновенье»
Романс «Жаворонок»

 Николай Римкий-Корсаков (1844-1908)

18 марта  отмечали 170 лет со дня рождения НиколаяАндреевича Римского-Корсакова — русского композитора, педагога, дирижёра, общественного деятеля, музыкального критика. Он являлся представителем «Могучей кучки» ( творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов).  Автор 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и симфоническая сюита «Шехерезада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в том числе вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».  А также в творческом наследии композитора есть 15 великолепных опер. Известный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Полёт шмеля» навеял творческое настроение у учеников пятых  классов.
Прослушать «полёт шмеля» можно по ссылке


Эдвард Григ 

(Edvard Grieg)
15.06.1843 - 04.09.1907




В этом году отмечали 175 лет со дня его рождения.
Эдвард Хаберуп Григ (15.06.1843 - 04.09.1907) 

норвежский композитор. Первые уроки игры на фортепьяно получил у своей матери, хорошей пианистки. На дарование юного Грига обратил внимание известный норвежский скрипач и композитор О. Булль, по совету которого Григ был направлен в Лейпцигскую консерваторию. В 1863 году переехал в Копенгаген, где начал заниматься у виднейших датских композиторов Н. Гаде и Э. Хартмана.

В эти годы появляются и первые сочинения Грига, окрашенные своеобразным национальным колоритом.  В 1871 году совместно с композитором И. Свенсеном Григ основал музыкальное общество, пропагандировавшее симфоническую музыку и сыгравшее значительную роль в культурной жизни Норвегии. С 1880 года жил в своем родном городе Бергене; здесь он возглавлял музыкальное общество "Гармония". В 1888 году в Лейпциге произошло знакомство Грига с П. И. Чайковским, перешедшее в дружеские отношения. В 1893 году он одновременно с Чайковским, Сен-Сансом, Бойто и Брухом получил почетную степень доктора музыки Кембриджского университета. Интенсивную композиторскую деятельность Григ совмещал с гастрольными поездками в города Франции, Германии, Англии.

Своеобразие творчества Грига основано на широком использовании элементов народной музыки. В произведениях Грига находят отражение народные сказания и легенды, песни и танцы; композитор рисует в них картины норвежской природы. "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.
Григ создал большое количество превосходных песен и фортепьянных пьес. Из симфонических произведений Грига всеобщее признание получили сюита "Сигурд Крестоносец" и особенно две сюиты из музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" (вся музыка состоит из 23 номеров). Значение Грига исключительно велико в истории не только норвежской и скандинавской, но и всей мировой музыки. Его произведения оказали огромное влияние на творчество последующих поколений скандинавских композиторов.


 "Пер Гюнт" - пьеса норвежского драматурга Генриха Ибсена.
Герой драмы, Пер Гюнт, молодой крестьянский парень, изгнан из родной деревни и объявлен вне закона: он соблазнил и бросил чужую невесту. Да и все поведение Пера, фантазера и мечтателя, не согласуется с принятыми среди людей нормами морали. Пер отправляется в чужие страны. И вот Пер Гюнт, уже пожилой человек,  обладатель несметных богатств. За плечами у него позорный промысел, работорговля, впереди  лишь одна перспектива: выгодное использование своих богатств. Циник и эгоист, лишенный этических и нравственных идеалов, Пер Гюнт (когда-то полный духовных стремлений) готов своим золотом душить народ, борющийся за свободу и счастье. Судьба Пера полна превратностей. Он теряет свои сокровища. Движимый духом авантюризма, он достигает "высокого положения" среди темных арабских племен, разыгрывая из себя пророка.
Пер Гюнт возвращается на родину. Годы странствий не обогатили его: он растратил свои душевные силы, совесть его отягчена преступлениями, он нищ. Пер попадает в лес, где некогда жил он, изгнанный из родной деревни. Здесь, в избушке Пера, все эти годы ждала его возлюбленная Сольвейг. Бесконечная духовная красота и сила Сольвейг пробуждают в Пере глубокое осознание утраты своей жизни, своего человеческого "я":
Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.
Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме "Пер Гюнт".
Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру.
Первая часть, "Утро", рисует картину светлой, безмятежной природы (это произведение любил русский писатель А. М. Горький.

 

http://www.youtube.com/watch?v=a1T5ULrvZ-g  «Пер Гюнт»,  «Утро»

Вторая часть, "Смерть Озе", передает настроение скорби. Эта музыка сопровождает в драме Ибсена сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Печаль всех матерей мира, прощающихся со своими сыновьями, и всех сыновей, прощающихся со своими матерями, заключена в этой музыке.
http://www.youtube.com/watch?v=rR_BOrHVXoo «Пер Гюнт» «Смерть Озе»
Третья - "Танец Анитры" - легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне.
http://www.youtube.com/watch?v=LpB2-2Ec5K0  «Пер Гюнт», "Танец Анитры"
Четвертая часть - "В пещере горного короля" изображает сказочное шествие. Пер Гюнт попадает в пещеру - во дворец короля гор. Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

 

http://www.youtube.com/watch?v=cqTw5vQvtu4 «Пер Гюнт», «В пещере горного короля»

Вторая сюита "Пер Гюнт" включает пять пьес. Наиболее известна из них "Песня Сольвейг" - невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига.
http://www.youtube.com/watch?v=4E0BoQgSPk8  "Пер Гюнт", "Песня Сольвейг"



RICHARD WAGNER 
Вильгельм Рихард Вагнер
         Бюст Вагнера в Лейпциге
Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. К слову сказать, Вагнер был любимым композитором Гитлера. Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века,  а в дальнейшем национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны. Может это является причиной того, что его творчество всё ещё не настолько популярно в постсоветском пространстве, т.к. советской идеологией долгое время было под запретом. В Израиле его произведения под запретом и сейчас.

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера. В 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 18331842 годах вёл беспокойную жизнь, работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, Магдебурге, Кёнигсберге и даже в Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, был в НорвегииЛондонеПариже и Венеции.


Самым важным в жизни Вагнера стал его собственный оперный театр. В 1872 г. в Байройте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876 г., где  состоялась премьера знаменитой тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» 
Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из его статьи: «…искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». По мнению Вагнера высшая форма искусства —    « музыкальная драма» — это созданная Вагнером новая оперная форма. Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера - его поздние оперы: «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» и мистерия «Парсифаль».
·    В честь Вагнера назван кратер на Меркурии

Оперное творчество   "Фея"   ,"Палермская послушница"   "Риэнци",   "Моряк-скиталец",   "Тангейзер",   "Лоэнгрин",  Тетралогия "Кольцо нибелунга" (1. "Золото Рейна", 2."Валькирия", 3."Зигфрид", 4. "Падение богов"),  "Нюрнбергские мейстерзингеры",   "Тристан и Изольда",      "Парсифаль".

Вагнер похоронен в Байройте.


 Рассказ о жизни и творчестве Вагнера  на русском языке:

http://www.youtube.com/watch?v=mRnckBI6nas   

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий